Две строки
шесть слогов
проект Алексея Верницкого
Из Избранного
креатив
на крови

ВСЕ ОБЗОРЫ

Добавить свой обзор

Все танкетки месяца

Николай Редькин

ВЫ В ДЕСЯТКЕ.

Обзор танкеток за Ноябрь 2007



В этом месяце я решил отказаться от "системы мест", хотя по-прежнему осталось желание охарактеризовать СВОЮ десятку. Дело в том, что танкетки, которые приходятся мне по душе, часто РАЗНОСФЕРНЫ, РАЗНООПЕРНЫ, так что заставлять их рассчитаться "на первый, второй" и т.д. - довольно механично.
Итак, - моя ноябрьская десятка равнозначных танкеток (впрочем, один лидер все-таки существует...):

*
А и Б
Отсидели

Замена глагола несовершенного вида из детской считалки на глагол совершенного во много раз усилила социально-политический аспект высказывания. Теперь совершенно очевидно, что речь идёт о политике и о диссидентстве (если мы имеем в виду советские времена) или коррупции (если брать нашу современность). Причём в свете такой трактовки перемещаются акценты и в продолжении данной считалки, которая остается за кадром, но подразумевается: "А упало, Б пропало" - в первом случае речь идет о потере кресла высокопоставленным чиновником (в результате инакомыслия либо взятки), во втором случае персонаж, "Б", оказывается в тюрьме/ в сумасшедшем доме (советский контекст) либо похищен/убит (современный контекст). Кроме того, благодаря многозначности употреблённого глагола, возможна и ироническая трактовка данной политической ситуации: "отсидели задницу", слишком долго были у руля, надоели и потеряли уважение людей. Однако и это еще не всё. Как известно, считалка заканчивается загадкой - "кто остался на трубе (во власти)?" Ответ - "и", тот самый строчный "и", который во времена главенства "А" и "Б" не мог претендовать на звание самостоятельной части речи, члена предложения; к его голосу не прислушивались, его мнение ни во что не ставили. И тут уместно задать последний, риторический, вопрос: Как вы думаете, в результате чего (вернее, - кого) произошло громкое падение таких весомых в политическом мире фигур, как "А" и "Б"?

*
алло
в трубке мира

Многозначность слова "трубка" позволяет переосмыслить устойчивое сочетание, "освежить" метафору, причем именно метафоричность, несмотря на такие различия в значении "курительной" и "телефонной" трубок, даёт возможность сблизить две РАЗНОМАСШТАБНЫЕ, но по сути похожие ситуации конфликта (его разрешения) между племенами (государствами, народами) и между двумя любящими друг друга людьми. Но эта интерпретация танкетки (примирение Его и ЕЕ, которому, вероятно, предшествовал долгий период МОЛЧАНИЯ В ТРУБКУ) не единственно возможная. И связано это уже с многозначностью лексемы "мир". Если трактовать "мир" как синоним "вселенной", "космоса", то речь уже может идти о неком просветлении, контакте человека и, например, Бога; о многочисленных связях, существующих в этом мире (или даже связях между мирами). Таким образом, сфера интерпретации этого, казалось бы, лаконичного текста поражает - от метафорики до метафизики.

*
а кто-то
чье-то всё

Очень выразительное произведение об одиночестве и о СМУТНОСТИ мечты одинокого человека. Лиргерой(-иня) определенно нелюбим, причём он (она) необязательно холост или не имеет подруги. В бытовом плане жизнь может быть вполне устроена, могут быть и дети, но вся проблема в том, что лиргерой - максималист и романтик; ему хочется Любви с большой буквы, необыкновенной, всепоглощающей. Однако едва ли не бОльшая проблема в данной ситуации - это то, что в окружающей жизни он не видит ничего похожего на его идеал, герою не с чем (не с кем) сравнить свой идеал, именно поэтому тот смутен, неопределенен, как и местоимения, что использованы для передачи тоски и неудовлетворённости.

*
слышишь
птицы к Югу

Всегда должны быть танкетки, которым не нужны особые интерпретации, оригинальные трактовки; танкетки, понятные каждому и подкупающие читателя чистой лирикой. Эта - одна из таких. Причем, на мой взгляд, хорошо подобран глагол: если бы на его месте был "видишь" или "смотри", это звучало бы несколько банально, а поскольку танкетка - о любви, банальность страшнее всего. Вообще не видеть, но слышать птиц можно и от высоты, заоблачности их полёта (тут приходит на память цитата из Сент-Экзюпери: "...любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении"), либо оттого, что герои поглощены друг другом, смотрят только друг на друга (и тогда афоризм Экзюпери опровергается, но это оправдано:), вероятно, перед долгой разлукой, раз время действия - осень...

*
тянется
жизнь к огню

А эту танкетку вполне можно считать философским произведением, но при этом она не теряет в образности: первое, что представляется, - это ночь; ярко пылающий костёр где-нибудь в лесу или в поле; множество насекомых, летящих на свет и гибнущих, а также смешанное со страхом любопытство более крупных лесных обитателей, притаившихся за деревьями... И, безусловно, центральные понятия здесь - жизнь и смерть: "жизнь" как биологическая (совокупность живых организмов) и как философская категория; но вот огонь должен рассматриваться с обеих позиций: "огонь" - это и опасность, смерть, метафора ада (в последнем случае глагол можно трактовать в таком значении: тянуться - "двигаться один за другим, вереницей", т.е. медленно, но верно всё человечество идет в сторону ада), но "огонь" - это и очаг (пища, кров, защита от врагов), т.е. необходимое условие жизни человека, не потерявшее своего значения за десятки тысяч лет существования цивилизации.

*
смайлик
в маске лица

Как ни странно, одни из первых ассоциаций, которые возникают при прочтении данной танкетки, - это ассоциации с японским театром масок и романами Кобо Абэ ("Чужое лицо"). И при таком сопоставлении мира компьютерной, "заочной", коммуникации и мира эмпирико-ТЕАТРАЛЬНОГО общения (смайлик/лицо-маска) возникает потрясающий эффект: человеческое лицо воспринимается как преграда, защита, камуфляж внутреннего мира героя, его души, а изначально формальный, технический, универсальный приём передачи иронии (и т.п.) посредством сочетания двух знаков препинания - как оживление, ИСКРЕННИЗАЦИЯ контакта! И при этом нас не коробит гротеск подобного сочетания, наоборот, мы понимаем, что если заменить "смайлик" "улыбкой", то эффект будет потерян, и что значение лексемы "улыбка" - это только одна, не единственная, составляющая значения "смайлика". А кроме того, мы видим фонетическое сходство привлечённых автором слов (смайЛИК / ЛИЦо), которое по методу народной этимологии можно трактовать как однокоренные слова, раз уж смайлик - это графическое изображение человеческого лица.
И если бы была такая возможность, то я голосовал бы за включение в Редакторскую Антологию по итогам ноября именно этой танкетки.


*
молодость
в осколках

*
всё тише
праздники

*
вспомни
кем ты не был

А эти три танкетки (да простят меня авторы!) я самовольно объединил в эпико-драматическую трилогию: не разделяю того мнения, что в пределах шести слогов необходимо уместить определенную мысль, идею, содержание и что сверх нее (него) в идеале быть ничего не должно. На мой взгляд, одни из лучших танкеток - это те, которые представляют из себя некие ТОЧКИ ОТСЧЁТА, гиперболизируя, - точку Большого Взрыва, точку начала Вселенной. И в данном случае я вижу как драму частной жизни (1-я часть "трилогии" - разбитая любовь, высшее проявление, напряжение чувств, их острота и хрупкость в молодости; 2-я часть - постепенное охлаждение внутреннего мира, ПОСТЕПЕННО наступающее одиночество; 3-я часть - горечь воспоминаний в старости, бесконечные сожаления, составляющие основное содержание последних лет жизни одинокого человека), так и трагический эпос о судьбе поколения ВОВ, "Жизнь и судьба" в танкетках. Но вы - не согласны со мной, вы - видите совсем иное, ваша Вселенная пошла по другому пути развития. Этим и ценна танкетка-точка отсчёта.

*
как живёшь
в двух словах

живу
слава Богу

Иногда в танкетку (в цикл танкеток) входит обнаженная, безыскусная реальность, бытовая зарисовка, для которой такая лаконичная форма подходит почти идеально. Диалог "в двух словах" - одна их характерных повседневных черт мегаполиса, когда на общение между людьми остаётся всего пара минут, а львиную долю времени съедают работа, компьютер, телевизор, шопинг и пр. Да и те несколько слов, которые удается сказать друг другу, чаще всего - формальность, так что фраза "слава Богу" полностью утрачивает изначальное содержание, "теряет" Бога и превращается в мертвый шаблон, в универсальный элемент компьютерной программы (отвечающий заданному условию - "в двух словах"), в которую всё больше и больше превращается наша жизнь.




ИЗБРАННЫЕ ТАНКЕТКИ