Две строки
шесть слогов
проект Алексея Верницкого
Из Избранного
смеситель
пустоты

  

В издательстве АРГО-РИСК (Москва)
вышла первая антология танкеток


Заказать книгу наложенным платежом
можно на сайте "Вавилон"

М.: АРГО-РИСК;
Книжное обозрение, 2008. - 144 с.
ISBN 5-86856-165-1

Рецензии на книгу:




      Фрагменты из книги

      Алексей Верницкий
      О танкетках

      1

      Танкетки - это краткая поэтическая форма, правила которой таковы: в танкетке должно быть шесть слогов, расположенных в две строки по схеме 3+3 или 2+4. В ней должно быть не более пяти слов, и не разрешаются знаки препинания.

      Кроме того, почти с самого начала неотъемлемой чертой танкеток стало то, что они должны быть набраны шрифтом постоянной ширины, что позволяет авторам играть с расположением символов в строке.

      Танкетки в некоторой степени наследуют традиции кратких японских поэтических форм танка и хокку, и само слово "танкетка" как название формы было выбрано потому, что оно напоминает о слове "танка".


      2

      В этом сборнике читатель увидит две вариации "чистой" формы танкетки.

      Во-первых, разрешается предпослать тексту эпиграф. (Как любые литературные приемы, эпиграфы в танкетках функционируют не совсем так, как в "обычных" стихотворениях - но это тема для отдельного разговора.)

      Во-вторых, среди авторов танкеток стали популярны тексты из двух строф, каждая из которых является танкеткой. Такие "битанкетки" замечательны тем, что по длине сравнимы с традиционными хокку (в хокку три строки с расположением слогов 5+7+5), но при этом они, благодаря своему четырехстрочному и двухстрофному строению, могут включать в себя намного более интересные звуковые и композиционные параллелизмы, чем хокку.


      3

      У танкеток были не только сторонники, но и противники. Одни критики обвиняли танкетки во вторичности, а другие - в новаторстве, выходящем за границы поэзии. Одни критики, любители танка и хокку, считали танкетки недостаточно японскими (и, по странному сближению понятий, недостаточно буддийскими), а другие - слишком японскими (и, соответственно, недостаточно христианскими). Одним казалось, что набор правил слишком жесткий, а другие высказывали мнение, что некоторые правила можно было бы еще ужесточить. В целом этот разброс мнений показывает, что танкетки являются верным компромиссом между разными мнениями в современной русской поэзии.


      4

      Можно сравнивать танкетки с хокку, с моностихами, со слоганами, с анекдотами и т.п., и критики делали это.

      Кроме того, изучались литературные приемы, используемые в танкетках, а также тематика танкеток.

      Еще хочется упомянуть о том, что соотношение стихотворного, поэтического и художественного в танкетках совсем не такое, как в "стандартных" стихах. Безусловно, танкетки являются стихотворными текстами - с этим никто не спорит. Однако если танкетки вообще являются поэтическими и художественными текстами, то они являются ими совсем не так, как "стандартные" стихи. К сожалению, этот вопрос еще мало исследован.


      5

      Танкетки были придуманы мной ровно пять лет назад, в 2003-м году, и сразу многие другие поэты тоже начали писать танкетки.

      Относящаяся к танкеткам деятельность коцентрируется в основном вокруг официального сайта танкеток в рамках сайта "Сетевая словесность". Там можно найти большинство написанных танкеток, а также ссылки на публикации танкеток в печати (танкетки публиковались в журналах "Арион", "Воздух", "Дети Ра" и других).

      http://26.netslova.ru/

      Я благодарен всем многочисленным авторам, критикам и литературным деятелям, которые дружелюбно отнеслись к танкеткам, в том числе Георгию Жердеву и Дмитрию Кузьмину.


      6

      Когда авторы начали писать танкетки, критики, в свою очередь, начали писать о танкетках. Вот краткая подборка журнальных публикаций о танкетках:

      Владимир Губайловский. Полоса прибоя (о жанре поэтической миниатюры) - "Арион", 2003, N 4.
      Дмитрий Тонконогов. С миру по танкетке - "Арион", 2004, N 4.
      Алексей Верницкий, Георгий Циплаков. Шесть слогов о главном - "Новый мир", 2005, N 2.
      Алексей Верницкий. Розы были розы были розы - "Новое литературное обозрение", 2006 г., N 78.
      Алексей Верницкий. Пойманный выдох - "Арион", 2007 г., N 1.



      Алексей Верницкий

      *

      зебры
      штрих-код саванн



      Валентина Ермакова

      *

      школа
      война и мир



      Георгий Жердев

      *

      прощай
      вышел в люди



      Роман Савоста

      *

      песок
      в часах моря



      Александр Корамыслов

      *

      молчу
      держу слово



      Полина Вилюн

      *

      компас
      как ни крути



      Рой Ежов

      *

      Россия
      есть пошла



      Валерий Прокошин

      *

      Журавли
      Клин клином



      Владимир Монахов

      *

      за нами
      ржавеет



      Владимир Ерошин

      *

      счастье есть
      всё подряд



      Николай Редькин

      *

      фото
      все роботы



      Ольга Бирман

      *

      гнездо
      бред дерева



      Алексей Сомов

      *

      бордовый
      твой тёдол