Две строки
шесть слогов
проект Алексея Верницкого
Из Избранного
пёрышко
с ветерком

ВСЕ ОБЗОРЫ

Добавить свой обзор

Все танкетки месяца

Танкетки месяца
Июль 2003

Кликайте на танкетке,
чтобы рассмотреть получше

Июль 2003 г.

                                                                                                                                     

Алексей Верницкий

ВВЕДЕНИЕ

Вы читаете второй выпуск ежемесячного альманаха танкеток на "Сетевой словесности". В нем опубликованы танкетки, присланные авторами в июле 2003 г.

Июль оказался урожайным на танкетки. Разрешите мне выразить благодарность авторам, приславшим в этом месяце много интересных танкеток.

Напомню вам, как работает этот альманах. В течение каждого календарного месяца авторы присылают свои тексты, которые сразу видны (без имени автора) в разделе "Текущие танкетки". Когда месяц заканчивается, редактор (в настоящее время это я) выбирает из этих текстов подборку для очередного выпуска альманаха, а наиболее понравившиеся ему тексты из этой подборки включает, кроме того, в "Антологию".

В начале выпуска - приятная новость: "Русский журнал" опубликовал мою большую статью о танкетках, с которой вы, возможно, захотите ознакомиться.

Этот выпуск, как и предыдущий, состоит из трех частей. Во-первых, я привожу сильнее всего впечатлившую меня танкетку июля и объясняю, чем она мне понравилась, в разделе "Танкетка месяца". Во-вторых, я обсуждаю некоторые вопросы теории танкеток в разделе "Мастерская". В-третьих, я публикую лучшие танкетки, присланные за июль, в разделе "Парад танкеток".

Разрешите мне напомнить вам, что следующие выпуски будут тематическими. Конечно, как и сейчас, каждый месяц я буду публиковать общую подборку "Парад танкеток", однако, кроме общей подборки, каждый месяц я буду публиковать подборку танкеток на определенную тему. Сейчас, в августе, я предлагаю вам присылать танкетки на тему "печаль и спокойствие", и в сентябре я опубликую подборку лучших августовских танкеток на эту тему. Точно так же в сентябре я предлагаю вам присылать танкетки на тему "мир и война", и в октябре я опубликую подборку лучших сентябрьских танкеток на эту тему, и т.д.

Я еще не знаю, насколько удачной окажется идея тематических выпусков, но если она будет успешной, то вот предварительный список тем на несколько следующих месяцев:


  • Август: печаль и спокойствие
  • Сентябрь: мир и война
  • Октябрь: литература и писатели
  • Ноябрь: Россия и история
  • Декабрь: религия и мистика
  • Январь: Интернет и компьютеры

ТАНКЕТКА МЕСЯЦА

Мне нравятся танкетки, выражающие философские размышления, по двум таким причинам. Во-первых, их спокойная, расслабленная интонация соответствует моему пониманию танкеток как медитативных текстов. Во-вторых, как мне кажется, верлибр и поэтические миниатюры (особенно хайку) в русской поэзии тяготеют к описательным текстам, в которых поэт просто описывает то, что наблюдает лирический герой. Вот почему, с моей субъективной точки зрения, танкетка, выражающая абстрактные мысли, обычно кажется мне более необычной и поэтому интересной, чем описательная танкетка.

Блог - это недавно придуманное слово, означающее короткую (обычно дневниковую) запись, сделанную каким-нибудь человеком в Интернете. Таким образом, танкетка сравнивает новорожденного с короткой дневниковой записью Бога; это интересный поэтический образ, который можно долго обдумывать. Кроме того, отмечу, что наш мир уподобляли Интернету разными способами, но в этой танкетке автор смог найти новый, оригинальный способ такого уподобления.

Звучание этой танкетки не просто приятно, но подчеркивает ее смысл. Каждая строка написана как стопа амфибрахия, а кроме того, первая и вторая строка в какой-то мере созвучны по своим первым слогам: ла-ло; этот параллелизм звучания двух строк подчеркивает то, что между строками стоит смысловой знак равенства: младенец=блог Бога. Во второй строке сильное созвучие блог-бог подчеркивает основную идею танкетки.

МАСТЕРСКАЯ

Интересно было бы рассмотреть, как танкетки существуют внутри «обычных» стихотворений в качестве их отдельных строк. См., например, у Пушкина в «На холмах Грузии…» и у Лермонтова в «Свиданье» (здесь я вставляю стихораздел там, где при чтении получается пауза):


Мне грустно
И легко

В ущелье
Мгла и дым


Также интересно было бы рассмотреть «обычные» стихотворения, которые, в некотором смысле, полностью состоят из танкеток. Например, я задался таким вопросом: если в стихотворении все строки состоят из шести слогов, то какая часть строк будет иметь естественную паузу по типу танкетки, то есть после второго или третьего слога? Из теоретических соображений я предположил, что чем длиннее клаузула, тем больше будет попадаться строк с паузой по типу танкетки (дело в том, что словораздел внутри клаузулы редок, а словораздел с паузой вовсе невероятен, следовательно, длинная клаузула смещает паузу в произношении влево).

Я нашел три стихотворения (отметим, что все три стилизованы под песни), в которых все строки состоят из шести слогов. Все строки в этих трех стихотворениях имеют, соответственно, мужскую, женскую и дактилическую клаузулу. Эти стихотворения – «Русская песня» Кольцова, «Клен ты мой опавший…» Есенина и «Серенада» Северянина. Написаны они, соответственно, анапестом, хореем и четвертым пеоном (оговорюсь, что стихотворение Есенина написано двенадцатисложными строками с цезурой посредине – я буду рассматривать каждую из этих строк как две шестисложные строки). Итак, доля строк с паузой по типу танкетки в этих стихотворениях следующая.

Мужская клаузула - из 16 строк 6 строк могут быть прочитаны только с паузой по типу танкетки, и еще 3 строки могут быть прочитаны с паузой по типу танкетки.

Женская клаузула – из 28 строк 17 строк могут быть прочитаны только с паузой по типу танкетки, и еще 3 строки могут быть прочитаны с паузой по типу танкетки.

Дактилическая клаузула – из 52 строк 46 строк могут быть прочитаны только с паузой по типу танкетки, и еще 5 строк могут быть прочитаны с паузой по типу танкетки.

Итак, число строк с паузой по типу танкетки в зависимости от длины клаузулы: мужская – от 38% до 56%, женская – от 61 до 71%, дактилическая – от 88 до 98%.

Мы можем предположить, что читатель поэзии привык к тому, что шестисложные строки с паузой по типу танкетки тяготеют к длинной клаузуле; однако в самих танкетках (если рассматривать танкетку как шестисложную строку) это не происходит, а именно: неверно, что танкетки тяготеют к длинной клаузуле. Следовательно, читая сборник танкеток, читатель будет подсознательно отмечать необычно короткие клаузулы, по сравнению со стихами, написанными шестисложными строками с паузой по типу танкеток.

ПАРАД ТАНКЕТОК

В этом разделе я публикую все понравившиеся мне танкетки и циклы танкеток, присланные в июле.