Две строки
шесть слогов
проект Алексея Верницкого
Из Избранного
как ночь
безжизненна

Алексей Верницкий

НОВАЯ СИММЕТРИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ МИНИАТЮР: БИТАНКЕТКИ


Впервые опубликовано в Литературном альманахе "Белый ворон", осень 2011

Хокку - это стихотворная форма, заимствованная из японской поэзии, а именно, трехстишие, написанное по схеме 5+7+5, то есть 5 слогов в первой строке, 7 слогов во второй строке, 5 слогов в последней строке, например:

Красный секатор.
В фарфоровую вазу
Красный шиповник.

Следует сделать пару оговорок. Во-первых, помимо метрических ограничений на число слогов, в хокку существуют некоторые более или менее твердые ограничения, касающиеся темы, последовательности развития образов и т.п., однако это тема для отдельной сложной филологической дискуссии. Во-вторых, русскому поэту или читателю, непривычному к силлабике, часто бывает сложно убедиться, что число слогов именно 5+7+5; один способ, который облегчает эту проверку, описан в моей статье "Мы научили русских поэтов считать слоги" в журнале "Волга", 2008 г., N 3.

Хокку является стандартной твердой формой для миниатюры в современной русской поэзии; в самом деле, мы видим, что проводятся многочисленные конкурсы хокку, издаются сборники и подборки хокку, и т.п. В этой статье я хочу описать новую твердую стихотворную форму - битанкетки. Битанкетки тоже являются формой с фиксированным числом слогов - 12 слогов, по сравнению с 17 слогов в хокку. Поэтому имеет смысл говорить о битанкетках как о малой стихотворной форме, параллельной хокку и представляющей собой альтернативу хокку. Поэты, пишущие битанкетки, обнаружили, что в этой форме заключены новые выразительные художественные возможности, которых нет у хокку. Поэтому сейчас битанкетки начинают успешно конкурировать с хокку в качестве стандартной твердой формы для миниатюр.

Начать описание битанкеток следует с определения танкетки. Танкетка - это двустишие из шести слогов, написанное по схеме 3+3 или 2+4. В танкетке должно быть не больше пяти слов, и запрещены знаки препинания. Танкетки были предуманы мной в 2003-м году. Форма оказалась успешной; с тех пор многие поэты начали писать танкетки (на сайте танкеток http://26.netslova.ru насчитывается примерно 250 авторов). Подборки танкеток разных авторов и статьи о танкетках публиковались в разных журналах, в том числе "Новый мир", "Арион", "Воздух", НЛО, "Футурум АРТ", "Дети Ра", "Новая реальность" и других. В 2008-м году вышел коллективный сборник танкеток.

Я неоднократно писал о том, что танкетка - это атом русской поэзии, в том смысле, что длина каждой из ее строк примерно равна длине одного слова, а двустрочная структура естественным образом позволяет рассматривать сказанное во второй строке как переосмысление или как определение сказанного в первой строке. Например:

брал пример
деньгами
(Владимир Ерошин)

Упрощая, можно сказать, что в структуре танкетки изначально запрограммирован один поэтический прием, а именно, преломление смысла первой строки с помощью второй строки. Задачей каждого автора является вариация этого приема или добавление других приемов. Однако в любом случае основой танкетки является одномерное противопоставление верха и низа, первой и второй строки.

Битанкетка, как подсказывает название - это текст из двух строф, каждая из которых является танкеткой. Важно понимать, что битанкетка не является просто "длинной танкеткой"; в битанкетке, по сравнению с танкеткой, добавляется новое, второе измерение, а именно, не только каждая строка в битанкетке соотносится с другой строкой своей танкетки, но и каждая из двух танкеток соотносится с другой танкеткой. Это проявляется на нескольких уровнях; перечислим некоторые возможности того, как автор может использовать структуру битанкетки:

  1. Каждая танкетка может быть написана по схеме 3+3 или 2+4. Верхняя и нижняя танкетка в битанкетке могут совпадать или не совпадать по своим слоговым схемам.

  2. Каждая танкетка может прочитываться с определенным стихотворным ритмом (например, с ударением на всех нечетных слогах, как в вышеприведенной танкетке). Верхняя и нижняя танкетка в битанкетке могут совпадать или не совпадать по своему ритму.

  3. Некоторые строки в битанкетке могут рифмоваться (или иным образом быть созвучны друг другу). Иногда первая строка созвучна третьей, а вторая - четвертой (то есть имитируется "стандартная" рифмовка четверостиший в русской поэзии); иногда созвучны вторая и четвертая строка (но не остальные), и т.д.

  4. В отдельной танкетке, как мы сказали, часто вторая строка переосмысляет первую. В битанкетке, дополнительно к этому, вторая танкетка может переосмыслять первую.

  5. Синтаксический и смысловой параллелизм может быть установлен как внутри каждой танкетки, так и между соотвествующими строками двух танкеток: то есть "расшифровку" первой и второй строки нужно искать, соответственно, в третьей и четвертой строке.

Кроме этого, хочется упомянуть, что битанкетки наследуют некоторые приемы, ставшие традиционными для танкеток, в том числе:

  1. Весь текст или часть текста может быть узнаваемой цитатой из канонического текста, которая приобретает новое звучание или новое значение за счет нового разбиения на строки.

  2. Текст может описывать сам себя через явную или неявную отсылку к танкеткам.

Теперь кратко сравним битанкетки с хокку. Когда русский поэт пишет хокку, трехстрочная структура этой формы обычно ощущается лишь как неудобство, которое терпят из уважения к традиции. В отличие от битанкеток, эти строки не группируются друг с другом в каких-то осмысленных комбинациях, и между ними нет естественной переклички. Приведу один пример. Первая и последняя строка хокку имеют одну и ту же длину, и этот потенциальный параллелизм можно было бы как-нибудь использовать - например, для того, чтобы зарифмовать эти строки друг с другом, или как-нибудь по-другому с художественной целью (как, например, в моем хокку, приведенном в начале этой статьи). Однако это делается редко (для сравнения я пересмотрел "Антологию русских хайку", составленную Михаилом Бару, и на всю книгу смог найти лишь три-четыре текста, использующих звуковой или лексический параллелизм строк).

Итак, мы видим, что по сравнению с хокку битанетки имеют примерно такую же длину, но гораздо более богатую строфическую и метрическую структуру, которая позволяет писать намного более разнообразные и интересные тексты.