Фрагменты из книги
Алексей Верницкий
О танкетках
1
Танкетки - это краткая поэтическая форма, правила которой таковы: в танкетке должно быть шесть слогов, расположенных в две строки по схеме 3+3 или 2+4. В ней должно быть не более пяти слов, и не разрешаются знаки препинания.
Кроме того, почти с самого начала неотъемлемой чертой танкеток стало то, что они должны быть набраны шрифтом постоянной ширины, что позволяет авторам играть с расположением символов в строке.
Танкетки в некоторой степени наследуют традиции кратких японских поэтических форм танка и хокку, и само слово "танкетка" как название формы было выбрано потому, что оно напоминает о слове "танка".
2
В этом сборнике читатель увидит две вариации "чистой" формы танкетки.
Во-первых, разрешается предпослать тексту эпиграф. (Как любые литературные приемы, эпиграфы в танкетках функционируют не совсем так, как в "обычных" стихотворениях - но это тема для отдельного разговора.)
Во-вторых, среди авторов танкеток стали популярны тексты из двух строф, каждая из которых является танкеткой. Такие "битанкетки" замечательны тем, что по длине сравнимы с традиционными хокку (в хокку три строки с расположением слогов 5+7+5), но при этом они, благодаря своему четырехстрочному и двухстрофному строению, могут включать в себя намного более интересные звуковые и композиционные параллелизмы, чем хокку.
3
У танкеток были не только сторонники, но и противники. Одни критики обвиняли танкетки во вторичности, а другие - в новаторстве, выходящем за границы поэзии. Одни критики, любители танка и хокку, считали танкетки недостаточно японскими (и, по странному сближению понятий, недостаточно буддийскими), а другие - слишком японскими (и, соответственно, недостаточно христианскими). Одним казалось, что набор правил слишком жесткий, а другие высказывали мнение, что некоторые правила можно было бы еще ужесточить. В целом этот разброс мнений показывает, что танкетки являются верным компромиссом между разными мнениями в современной русской поэзии.
4
Можно сравнивать танкетки с хокку, с моностихами, со слоганами, с анекдотами и т.п., и критики делали это.
Кроме того, изучались литературные приемы, используемые в танкетках, а также тематика танкеток.
Еще хочется упомянуть о том, что соотношение стихотворного, поэтического и художественного в танкетках совсем не такое, как в "стандартных" стихах. Безусловно, танкетки являются стихотворными текстами - с этим никто не спорит. Однако если танкетки вообще являются поэтическими и художественными текстами, то они являются ими совсем не так, как "стандартные" стихи. К сожалению, этот вопрос еще мало исследован.
5
Танкетки были придуманы мной ровно пять лет назад, в 2003-м году, и сразу многие другие поэты тоже начали писать танкетки.
Относящаяся к танкеткам деятельность коцентрируется в основном вокруг официального сайта танкеток в рамках сайта "Сетевая словесность". Там можно найти большинство написанных танкеток, а также ссылки на публикации танкеток в печати (танкетки публиковались в журналах "Арион", "Воздух", "Дети Ра" и других).
http://26.netslova.ru/
Я благодарен всем многочисленным авторам, критикам и литературным деятелям, которые дружелюбно отнеслись к танкеткам, в том числе Георгию Жердеву и Дмитрию Кузьмину.
6
Когда авторы начали писать танкетки, критики, в свою очередь, начали писать о танкетках. Вот краткая подборка журнальных публикаций о танкетках:
Владимир Губайловский. Полоса прибоя (о жанре поэтической миниатюры) - "Арион", 2003, N 4.
Дмитрий Тонконогов. С миру по танкетке - "Арион", 2004, N 4.
Алексей Верницкий, Георгий Циплаков. Шесть слогов о главном - "Новый мир", 2005, N 2.
Алексей Верницкий. Розы были розы были розы - "Новое литературное обозрение", 2006 г., N 78.
Алексей Верницкий. Пойманный выдох - "Арион", 2007 г., N 1.
Алексей Верницкий
*
зебры
штрих-код саванн
Валентина Ермакова
*
школа
война и мир
Георгий Жердев
*
прощай
вышел в люди
Роман Савоста
*
песок
в часах моря
Александр Корамыслов
*
молчу
держу слово
Полина Вилюн
*
компас
как ни крути
Рой Ежов
*
Россия
есть пошла
Валерий Прокошин
*
Журавли
Клин клином
Владимир Монахов
*
за нами
ржавеет
Владимир Ерошин
*
счастье есть
всё подряд
Николай Редькин
*
фото
все роботы
Ольга Бирман
*
гнездо
бред дерева
Алексей Сомов
*
бордовый
твой тёдол