Две строки
шесть слогов
проект Алексея Верницкого
Из Избранного
турист
в один конец

ВСЕ ОБЗОРЫ

Добавить свой обзор

Все танкетки месяца

Танкетки месяца
Июль 2003

Кликайте на танкетке,
чтобы рассмотреть получше

Июль 2003 г.

      Внимание! Вы можете составить свой собственный
      отбор/обзор лучших танкеток месяца!
                                                                                                                                     

Алексей Верницкий

ВВЕДЕНИЕ

Вы читаете второй выпуск ежемесячного альманаха танкеток на "Сетевой словесности". В нем опубликованы танкетки, присланные авторами в июле 2003 г.

Июль оказался урожайным на танкетки. Разрешите мне выразить благодарность авторам, приславшим в этом месяце много интересных танкеток.

Напомню вам, как работает этот альманах. В течение каждого календарного месяца авторы присылают свои тексты, которые сразу видны (без имени автора) в разделе "Текущие танкетки". Когда месяц заканчивается, редактор (в настоящее время это я) выбирает из этих текстов подборку для очередного выпуска альманаха, а наиболее понравившиеся ему тексты из этой подборки включает, кроме того, в "Антологию".

В начале выпуска - приятная новость: "Русский журнал" опубликовал мою большую статью о танкетках, с которой вы, возможно, захотите ознакомиться.

Этот выпуск, как и предыдущий, состоит из трех частей. Во-первых, я привожу сильнее всего впечатлившую меня танкетку июля и объясняю, чем она мне понравилась, в разделе "Танкетка месяца". Во-вторых, я обсуждаю некоторые вопросы теории танкеток в разделе "Мастерская". В-третьих, я публикую лучшие танкетки, присланные за июль, в разделе "Парад танкеток".

Разрешите мне напомнить вам, что следующие выпуски будут тематическими. Конечно, как и сейчас, каждый месяц я буду публиковать общую подборку "Парад танкеток", однако, кроме общей подборки, каждый месяц я буду публиковать подборку танкеток на определенную тему. Сейчас, в августе, я предлагаю вам присылать танкетки на тему "печаль и спокойствие", и в сентябре я опубликую подборку лучших августовских танкеток на эту тему. Точно так же в сентябре я предлагаю вам присылать танкетки на тему "мир и война", и в октябре я опубликую подборку лучших сентябрьских танкеток на эту тему, и т.д.

Я еще не знаю, насколько удачной окажется идея тематических выпусков, но если она будет успешной, то вот предварительный список тем на несколько следующих месяцев:


  • Август: печаль и спокойствие
  • Сентябрь: мир и война
  • Октябрь: литература и писатели
  • Ноябрь: Россия и история
  • Декабрь: религия и мистика
  • Январь: Интернет и компьютеры

ТАНКЕТКА МЕСЯЦА

Мне нравятся танкетки, выражающие философские размышления, по двум таким причинам. Во-первых, их спокойная, расслабленная интонация соответствует моему пониманию танкеток как медитативных текстов. Во-вторых, как мне кажется, верлибр и поэтические миниатюры (особенно хайку) в русской поэзии тяготеют к описательным текстам, в которых поэт просто описывает то, что наблюдает лирический герой. Вот почему, с моей субъективной точки зрения, танкетка, выражающая абстрактные мысли, обычно кажется мне более необычной и поэтому интересной, чем описательная танкетка.

Блог - это недавно придуманное слово, означающее короткую (обычно дневниковую) запись, сделанную каким-нибудь человеком в Интернете. Таким образом, танкетка сравнивает новорожденного с короткой дневниковой записью Бога; это интересный поэтический образ, который можно долго обдумывать. Кроме того, отмечу, что наш мир уподобляли Интернету разными способами, но в этой танкетке автор смог найти новый, оригинальный способ такого уподобления.

Звучание этой танкетки не просто приятно, но подчеркивает ее смысл. Каждая строка написана как стопа амфибрахия, а кроме того, первая и вторая строка в какой-то мере созвучны по своим первым слогам: ла-ло; этот параллелизм звучания двух строк подчеркивает то, что между строками стоит смысловой знак равенства: младенец=блог Бога. Во второй строке сильное созвучие блог-бог подчеркивает основную идею танкетки.

МАСТЕРСКАЯ

Интересно было бы рассмотреть, как танкетки существуют внутри «обычных» стихотворений в качестве их отдельных строк. См., например, у Пушкина в «На холмах Грузии…» и у Лермонтова в «Свиданье» (здесь я вставляю стихораздел там, где при чтении получается пауза):


Мне грустно
И легко

В ущелье
Мгла и дым


Также интересно было бы рассмотреть «обычные» стихотворения, которые, в некотором смысле, полностью состоят из танкеток. Например, я задался таким вопросом: если в стихотворении все строки состоят из шести слогов, то какая часть строк будет иметь естественную паузу по типу танкетки, то есть после второго или третьего слога? Из теоретических соображений я предположил, что чем длиннее клаузула, тем больше будет попадаться строк с паузой по типу танкетки (дело в том, что словораздел внутри клаузулы редок, а словораздел с паузой вовсе невероятен, следовательно, длинная клаузула смещает паузу в произношении влево).

Я нашел три стихотворения (отметим, что все три стилизованы под песни), в которых все строки состоят из шести слогов. Все строки в этих трех стихотворениях имеют, соответственно, мужскую, женскую и дактилическую клаузулу. Эти стихотворения – «Русская песня» Кольцова, «Клен ты мой опавший…» Есенина и «Серенада» Северянина. Написаны они, соответственно, анапестом, хореем и четвертым пеоном (оговорюсь, что стихотворение Есенина написано двенадцатисложными строками с цезурой посредине – я буду рассматривать каждую из этих строк как две шестисложные строки). Итак, доля строк с паузой по типу танкетки в этих стихотворениях следующая.

Мужская клаузула - из 16 строк 6 строк могут быть прочитаны только с паузой по типу танкетки, и еще 3 строки могут быть прочитаны с паузой по типу танкетки.

Женская клаузула – из 28 строк 17 строк могут быть прочитаны только с паузой по типу танкетки, и еще 3 строки могут быть прочитаны с паузой по типу танкетки.

Дактилическая клаузула – из 52 строк 46 строк могут быть прочитаны только с паузой по типу танкетки, и еще 5 строк могут быть прочитаны с паузой по типу танкетки.

Итак, число строк с паузой по типу танкетки в зависимости от длины клаузулы: мужская – от 38% до 56%, женская – от 61 до 71%, дактилическая – от 88 до 98%.

Мы можем предположить, что читатель поэзии привык к тому, что шестисложные строки с паузой по типу танкетки тяготеют к длинной клаузуле; однако в самих танкетках (если рассматривать танкетку как шестисложную строку) это не происходит, а именно: неверно, что танкетки тяготеют к длинной клаузуле. Следовательно, читая сборник танкеток, читатель будет подсознательно отмечать необычно короткие клаузулы, по сравнению со стихами, написанными шестисложными строками с паузой по типу танкеток.

ПАРАД ТАНКЕТОК

В этом разделе я публикую все понравившиеся мне танкетки и циклы танкеток, присланные в июле.