Две строки
шесть слогов
проект Алексея Верницкого
Из Избранного
Измена
Родины

ВСЕ ОБЗОРЫ

Другие обзоры за месяц:
  • Обзор редактора 
  • владимир монахов 
  • Добавить свой обзор

    Все танкетки месяца

    Георгий Жердев

    ДУАЛИЗМ ТАНКЕТКИ

    Обзор танкеток за Январь 2006



    В своих первых статьях, описывающих правила танкеток, Алексей Верницкий допустил, на мой взгляд, неточность, приведя в качестве примера танкеточного цикла (как набора самостоятельных стихотворений, объединенных общей темой) типичное стихотворение (последовательность строф, развивающих общий, сквозной, сюжет). В результате, помимо поэтической формы танкетки, Алексей, сам того не ожидая, изобрел еще и новую двустрочно-шестисложную строфу танкетку. Насколько жизнеспособна - и полезна - такая строфа? Добавляет ли она новых возможностей сочинителю, - или это только формальная уловка, позволяющая втиснуть любой текст в рамки новомодного проекта? Странно даже представлять себе поэму, написанную сонетами или, допустим, хайку, однако поэма, написанная танкетками, уже есть.

    Танкетка в ее лучших образцах подобна этакому мегаиероглифу, где в нескольких мазках кисти заключен целый мир. Или целая законченная история. Несколько выстроенных последовательно иероглифов - уже сага. Мне особенно нравятся двутанкетки - золотая середина между аскетичностью одиночной танкетки и несдержанностью полновесного верлибра. Поскольку стихотворная строка в поэтической речи играет роль предложения в прозаической, - то, как это ни парадоксально, в четырех коротких строках двутанкетки (12 слогов) можно сказать о большем, чем в трех длинных строках хайку (классические 5+7+5=17 слогов).

    Однако, переход от одиночной танкетки к двустрофному (даже если строфы - те же танкетки) стихотворению - не просто количественный, но принципиальный качественный шаг. Длинной речи свойственна нелинейность, логические завитки, когда последующие фразы не просто продолжают мысль, но постоянно возвращают слушателя назад, дополняя и разъясняя сказанное. Плотность содержания резко убывает вслед за увеличением объема, по стенкам которого автор это содержание размазывает. Многомерный мегаиероглиф танкетки регрессирует в буквенную одномерность верлибра, пусть и раздробленного на шестисложные двустрочия.

    В результате, за пределами двух-трех строф, мне кажется, от первоначально декларированного смысла танкетки, как сверхплотной медитативной формы, не остается ничего.

    И если в этом месте меня попытаются обратить к началу этого же текста, к приведенному мною же примеру: поэме Сергея Сутулова-Катеринича, - то замечу следующее. Как это ни забавно, но единственная написанная танкетками поэма (или, как определяет сам автор, поэллада, - см. "баллада", прямой намек на эпическую повествовательность текста) - в действительности, как мне кажется, является одним из самых характерных (среди многочисленных существующих на сегодня "циклов") образцов того, что подразумевал под циклом сам изобретатель танкетки. Поскольку в указанной поэме танкетки, следующие одна за другой, практически не связаны сюжетно, но связаны тематически.


    Итак, выводы, как они мне представляются.

    1. Помимо сверхкраткой твердой поэтической формы "танкетка", Алексей Верницкий изобрел также и сверхкраткую фиксированную строфу "танкетка".

    2. Циклы танкеток - в классическом значении понятия "цикл" - исключительная редкость ввиду колоссальной емкости, которую может содержать каждый элемент этого цикла и которая многократно увеличивается по мере увеличения размеров последнего. Выстраивание сколько-нибудь длинного цикла танкеток равноценно по трудозатратам строительству египетской пирамиды.

    3. Использование же строфы "танкетка" имеет свои ограничения: по мере роста длины текста - в отличие от п.2 - происходит уменьшение его емкости/многозначительности. Связь с первоначальным назначением формы становится все более формальной, обычно сходя на нет за пределами 2-3 строф.

    4. Все, что длиннее 6 строк, в 999 из 1000 случаев не имеет к танкеткам никакого отношения (пропорция фигуральная, из головы).




    ИЗБРАННЫЕ ТАНКЕТКИ